В этой части цикла, посвященного видам и вариантам Техники Безопасности при обращении с оружием, я бы хотел рассказать о спортивной концепции этих правил. Если более конкретно, то о достаточно известных правилах ТБ IPSC. Но перед тем, как мы перейдем к правилам ТБ наиболее известной организации в России в нише практической стрельбы, я бы хотел немного рассказать о том, что такое IPSC для тех, кто не знает. IPSC (International Practical Shooting Confederation), а в России ФПСР (Федерация Практической Стрельбы России) — это большая организация, сделавшая четыре буквы аббревиатуры своего называния синонимом словосочетания «практическая стрельба». Фактически, практическая стрельба — это некий шаг от олимпийских дисциплин, где все манипуляции с оружием происходят более-менее статично, не говоря уже о том, что оружие для олимпийских дисциплин порой сложно даже называть оружием. В IPSC же спортивным инвентарем считается вполне себе крупнокалиберное оружие, пистолеты, карабины; даже наши Вепри/Сайги-12 калибра нашли себе свой «открытый класс».
Интересно, что девизом IPSC как международной организации является «DILIGENTIA , VIS, CELERITAS» (Точность, Мощность, Скорость), а девизом ФПСР (можно увидеть на их сайте, прямо под логотипом) — «Скорость, Точность, Безопасность», что уже дает нам понять о специфичности конкретно российского отделения и его отношения к правилам Техники Безопасности.
Безопасность в IPSC регламентируется «Кодексом стрелка»:
Многие стрелки Федерации гордятся этими правилами безопасности, называя их самым компактным, лаконичным и эффективным список правил ТБ, которые отлично работают на протяжении всей жизни IPSC. В пример практические стрелки всегда ставят тот факт, что за все существование IPSC (международной организации, между прочим) на официальных мероприятиях не произошло ни одного несчастного случая, связанного с оружием. И правда, если смотреть по этому параметру, ФПСР имеет куда более хорошие показатели, нежели армия РФ, или, например, охотники. Но значит ли это, что правила IPSC самые правильные?
Честно говоря, я уже который год просто уверен в том, что стрелки IPSC конкретно помешаны на технике безопасности. Иногда мне кажется, что на ТБ они увлечены больше, чем на самом оружии. Иногда это действительно похоже на банальное помешательство, а ведь, как мы помним, всего должно быть в меру. «Безопасности много не бывает». «Может быть», — скажет кто-то из читателей. Да, наверное, оно и так, но даже такое фанатичное следование подобным правилам ТБ не гарантирует защиты от несчастных случаев и не сбережет, например, от отсроченного выстрела.
Проблема даже не в том, как внутри IPSC относятся к правилам ТБ, а в том, как они это преподносят всем остальным, «непосвященным». Вот один из примеров, украденный мной с одного из профильных сайтов:
«Именно благодаря правилам безопасности, такой на вид опасный вид спорта как IPSC, признан МВД самым безопасным стрелковым видом спорта. Соблюдайте все правила, не позвольте дискредитировать IPSC. Не так это просто. Вот видеопример дисквалификации (DQ).»
Нет, ну серьезно?
Одним из известнейших критиков самого IPSC и их правил ТБ является небезызвестный Габриэль Суарез. В общем-то, в одном из своих видео он по пунктам разложил свою позицию, общая суть которой сводится к тому, что «правила IPSC не более чем задрочка, они невыполнимы в реальной жизни». Я не буду цитировать абсолютно все пункты из речи Суареза, поскольку желающие смогут сами найти видео с переводом его «Боя с Калашниковым», с разделом о безопасности, но сформулирую главные тезисы его речи:
И самое последнее: «Если вы хотите избавиться от любой возможности возникновения несчастного случая с оружием, продайте его и займитесь гольфом».
Дело в том, что оба этих подхода абсолютно параллельны, потому как если вы практический стрелок, то вы априори не тренируетесь для боестолкновений, вы спортсмен, ваша задача — это быстро, точно и безопасно пройти упражнение.
Но тут есть нюанс. Дело в том, что некоторые инструктора IPSC в России всерьез говорят о том, что армия, спецслужбы поголовно должны переходить как на практики IPSC, так и на ТБ федерации. И вот тут уже начинаются проблемы из-за того, что подобный переход не подразумевает вариативности и каких-то компромиссов с другими практиками.
Я считаю, что критика Габриэля Суареза не лишена смысла, но лишь до того момента, пока стрелок не разделяет практической и тактической стрельбы. Дело в том, что правила типа «всегда обращайтесь с оружием как с заряженным» действительно невыполнимо.
Как-то раз я сошелся в подобном разговоре с представителем IPSC, задав ему простой вопрос: собственно, а как чистить оружие, смотреть в ствол (для проверки качества чистки), если оружие всегда заряжено? Тогда я получил лишь достаточно уклончивый ответ: «А я смотрю через казенник». К сожалению, публика, окружающая нас, быстро обвинила меня в некоторых смертных грехах и попросила прекратить заниматься софистикой, поэтому я не успел спросить, как тогда член ФПСР занимается холощением дома/не на стрельбище, ведь ствол в таких ситуациях всегда будет направлен в стену/окно/пол/потолок. Буду рад, если кто-нибудь из стрелков IPSC прояснит мне эту ситуацию в комментариях.
Мое личное мнение: правила IPSC отлично подходят для крупных соревнований, где большую часть людей ты видишь впервые, и нужны несколько утрированные правила ТБ, за нарушение которых следует немедленная DQ. Эти правила просты к запоминанию и усвоению. Если вбить их в голову новоприбывшему стрелку, заставив его бояться любого, даже малейшего, отступления от правил, это на 146% поможет избежать эксцессов на соревнованиях и официальных мероприятиях и исключит для ФПСР вероятность потерять лицо.
Присоединяйтесь